Новости
/ Люди не цифры! Но это не точно... Егор Дудукалов о создании единого федерального информационного регистра

Люди не цифры! Но это не точно... Егор Дудукалов о создании единого федерального информационного регистра

11
июня
2020
Люди   не цифры! Но это не точно... Егор Дудукалов о создании единого федерального информационного регистра
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о создании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и поручил эту работу Федеральной налоговой службе. Обсуждение данного законопроекта шло очень активно, сопровождалось большим количеством публикаций в СМИ. Ряд общественных и политических деятелей высказались против данной инициативы под лозунгом "Люди не цифры!". А что думают по этому поводу представители научного сообщества? Этот вопрос мы задали Егору Дудукалову декану факультета управления Южно-Российского института управления РАНХиГС, входящему в число ведущих исследователей проблем цифровой экономики.

- Первый вопрос - вопрос безопасности и сохранности персональных данных. Нужен ли нам регистр, который вызывает такие споры и ставит, как считают некоторые эксперты, под угрозу национальную безопасность страны?

- Совершенно очевидно, что регистр нужен. Можно обсудить технические особенности его реализации, они сейчас не раскрываются, но не политические или, тем более, этические аспекты. Это может быть распределенная система хранения, построенная по принципу блокчейн, а может быть и более совершенная модель, поскольку технологии не стоят на месте и к моменту реального запуска регистра, могут появиться и принципиально новые прорывные методы защиты данных. Я не стал бы переживать об этом сейчас. Переходный период на использование регистра установлен до конца 2025 года, а отечественные специалисты являются одними из лучших в мире в вопросах компьютерной безопасности.

- А о чем стоит переживать тогда? Лично вам не страшно оказаться "оцифрованным"?

- У нас в стране население около 147 миллионов человек. Для сравнения только у одного Сбербанка около 100 миллионов активных частных клиентов и представить себе современного человека, не обращавшегося в банк ни разу в жизни очень сложно. Кредиты, сберегательные счета, онлайн транзакции, покупка валют, инвестиции и многие другие продукты знакомы абсолютному большинству россиян, т.е. нас уже "оцифровали". Кроме того, банки располагают персональными данными миллионов бывших клиентов, в том числе давно умерших. Банками продвигаются и небанковские услуги: страхование, здравоохранение, туризм, предоставление развлекательного электронного контента, маркетплейсы и еще множество сервисов.
Заметьте, это все не вызывает общественной дискуссий, хотя фактически уже сегодня существуют базы данных, в которых хранится гораздо больший объем персональных данных, чем в проектируемом регистре. Эти базы принадлежат, с одной стороны, даже не государству, а акционерным обществам. С другой стороны, государство нередко причастно к созданию и развитию самих банков, а также подобных сервисов, может являться акционером банка, иметь представителей в органах управления, а значит и доступ к любой части этих данных при необходимости.
А главное то, что благодаря наличию информации о кредитах, уплаченных налогах, доходах и сбережениях можно легко отследить финансовое состояние практически любого домохозяйства, если хотя бы один его член получал какие-то банковские услуги. Это вопрос исключительно политической воли.
Особенно интересно, что благодаря сопутствующим сервисам системе известны ваши предпочтения в выборе развлечений, гастрономические пристрастия, даже ваш размер одежды. И я считаю, что это прекрасно. Мне, например, кажется очень удобным, когда интернет-площадка предлагает мне одежду именно моего размера или предупреждает о наличии в блюде, доставку которого я хочу заказать, ингредиентов, на которые у меня аллергия.

- Ну хорошо, банки отдельная тема для разговора. Крупные банки всего мира трансформируются в технологические компании и десятилетиями работает с персональными данными. Там задействованы лучшие IT-специалисты. А как с этим справится ФНС?

- Я бы не стал недооценивать возможности наших госструктур. Напомню, что у портала государственных услуг также более 100 миллионов пользователей, из них более половины имеют подтвержденную учетную записью, есть желающие и сдать биометрию. Минкомсвязи, Ростелеком и МТС, то есть владельцы и разработчик системы, насколько мне известно, тоже не вызывают массовых нареканий у населения, хотя много лет работают с персональными данными.
У ФНС, кстати, есть положительный опыт работы с онлайн-сервисами. В прошлом году они сообщили, что число пользователей "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" за год выросло на 3,5 миллиона человек. Как минимум половину от 30 миллионов активных пользователей этого ресурса ФНС можно прибавить к числу пользователей Госуслуг за счет интеграции этих систем. И не надо забывать, что приходящие нам налоговые уведомления тоже не на печатной машинке набираются: вся информация о собственности граждан и уплаченных налогах и еще много чего хранится в существующих базах данных ФНС.

- То есть вы считаете, что ничего страшного в этом законе нет, и новых угроз конфиденциальности персональных данных он не несет?

- Я не склонен полагать, что единый регистр может быть использован злоумышленниками или иностранными спецслужбами против россиян с большей вероятностью, чем другие существующие базы данных. Если есть еще граждане, которые думают, что они не оставили своего цифрового следа, то я их, пожалуй, разочарую. Безусловно, лозунг "Люди не цифры!" имеет право на существование, но только это не точно, а вернее, совсем не соответствует действительности с точки зрения используемых этими самыми людьми информационных систем.
Стоит только представить, сколько раз за день мы попадаем в объективы камер видеонаблюдения, которыми изобилуют улицы и здания практически любого населенного пункта, особенно крупного города. Напомню, у нас в стране более 70 процентов населения является городскими жителями. Нужно также учитывать, что действия в сети Интернет, которой постоянно пользуется 80% россиян, также отслеживаются, фиксируются, анализируются. И совсем не обязательно, что это делается с деструктивными целями. Все понимают, что существуют определенные риски, но число пользователей Интернета, вместе с тем, ежегодно увеличивается. Это происходит и в России, и в США, и в Европе, считаясь абсолютно нормальным явлением.

- И все же трудно преодолеть стереотип. Обычно если кто-то следит за тобой и собирает о тебе личные сведения, то он делает это со злым умыслом, разве не так?

- Такие оценки я бы назвал очень поверхностными. В цифровую эпоху не действуют многие традиционные концепции и "обычно" не значит "всегда". Самый простой пример мобильные телефоны и аналогичные коммуникационные девайсы, создающие сетевой эффект. Предположим, что вы купили золотое украшение и, за сопоставимые деньги, мобильный телефон. Цена на золото будет расти в случае дефицита на него. Цена мобильного телефона растет тем больше, чем больше он будет распространен в мире. Последний грамм золота на нашей планете окажется бесценным, а последний мобильный телефон можно будет только выбросить, поскольку не будет второго такого устройства, на которое можно будет с него позвонить. Это очень упрощенный пример, но подобных явлений очень много в сегодняшней действительности, поэтому цифровая экономика требует особого изучения и выделена в особую отрасль экономической науки.
Возвращаясь к регистру, могу сказать, что его создание и развитие это совершенно нормальный, более того, необходимый для нашей страны процесс, не несущий бОльших угроз, чем уже принесла нам массовая диджитализация. Именно за счет оперирования нашими персональными данными обеспечивается высокая кастомизация, что помогает людям, живущим в цифровом обществе, получать товары и услуги, максимально соответствующие их запросам и ожиданиям. А главное, что это позволяет сэкономить наш главный невосполнимый ресурс время.
Очень важна возможность проверить данные о себе в регистре, которая была добавлена к законопроекту и сохранена в принятой редакции. Каждый, кто внесен в него, сможет проверить корректность своих персональных данных и посмотреть перечень формируемых запросов. Это позволит убедиться, что данные в системе собраны корректно, и исключит возможность ущемления прав населения в случае технических сбоев при формировании регистра.
Предполагается, что в перспективе регистр будет функционировать в интересах самих граждан, и я уверен, никто не станет отрицать преимуществ электронных услуг и сервисов перед традиционными. Сведения из регистра будут использоваться многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательными комиссиями, нотариусами и другими уполномоченными структурами, чтобы ускорить информационный обмен и в конечном итоге сделать нашу жизнь проще и комфортней.

Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Пресс-служба
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54, каб. 803
Телефон: +7 863 203-64-61
E-mail: press@uriu.ranepa.ru

Приемная комиссия
344002, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70/54
Телефон: +7 863 240-22-02
E-mail: priem@uriu.ranepa.ru
Противодействие коррупции
Телефон: +7 863 240-72-76
E-mail: stop-korrup@uriu.ranepa.ru
Телефонный справочник
Подразделения

Президентская академия – национальная школа управления