Новости
/ Что такое "регуляторная гильотина": завкафедрой процессуального права ЮРИУ РАНХиГС рассказал об этапах реформы контрольно-надзорной деятельности
RSS_Feed.png 

Что такое "регуляторная гильотина": завкафедрой процессуального права ЮРИУ РАНХиГС рассказал об этапах реформы контрольно-надзорной деятельности

25
декабря
2019
Что такое "регуляторная гильотина": завкафедрой процессуального права ЮРИУ РАНХиГС рассказал об этапах реформы контрольно-надзорной деятельности
С 1 февраля в РФ будут отменены более 20 тысяч устаревших норм, создающих лишнюю нагрузку на бизнес. Об этом рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев в рамках очередного инвестиционного послания. Глава региона поручил всем органам регионального надзора и контроля провести ревизию своих полномочий и обязательных требований к бизнесу и дать предложения по нормам, к которым должна быть применена «регуляторная гильотина». По его мнению, невысокий на сегодняшний день показатель области в Национальном инвестиционном рейтинге (32 место) обусловлен избыточным влиянием на региональный бизнес федеральных надзорных органов власти.

Что представляет собой «регуляторная гильотина», и какие конкретно изменения ждут бизнес в части взаимодействия с контрольно-надзорными органами, рассказал заведующий кафедрой процессуального права Южно-Российского института управления РАНХиГС, доктор юридических наук, профессор Сергей Назаров.

Почему гильотина? Какова история термина?

Регуляторная гильотина – это тотальный плановый пересмотр обязательных требований к бизнесу в целях исключения избыточных, неэффективных и устаревших требований.

Этот термин в 2018 году ввел Премьер-министр России Дмитрий Медведев. Причина пересмотра вызвана тем, что существующее количество требований, которые предъявляют при проверках, необоснованно завышено. Сейчас в России действует около 2 млн. видов требований. Планируется полностью заменить подзаконное регулирование и прописать его заново, а в законы внести точечные изменения. По образному выражению вице-премьера Константина Чуйченко, решение о так называемой регуляторной гильотине - это переход от терапии (анализа существующего регулирования, которое устарело) к хирургии.

Следует отметить, что регуляторная гильотина является одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой с 2016 г. Завершение реформы планируется к 2025году. Основным ее содержанием является переход деятельности контролеров с карательной на превентивную. Проверки должны занимать в деятельности контрольно-надзорного органа все меньше места - приоритетом становится работа в режиме мониторинга и взаимодействия.

Задача проверяющих не в том, чтобы выявить и наказать, а в том, чтобы предотвратить опасность, не допустить чрезвычайную ситуацию. Поэтому на первое место выходит профилактическая работа: информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдачей рекомендаций), обеспечение возможности предпринимателям произвести самообследование с помощью информационных ресурсов контрольно-надзорных ведомств.

20 тысяч устаревших норм – что за цифра? Это по России или в регионе?

Это по России. Более 20 тысяч правовых актов – это акты советского прошлого (СССР и РСФСР), которые до сих пор сохраняют свое действие. Расчистка от них правового поля является начальным этапом «регуляторной гильотины». С 1 февраля 2020 все эти акты будут признаны утратившими силу или недействующими. Основной же этап состоит в «инвентаризации» - ревизии и пересмотре всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля и надзора. Все они также будут отменены с 1 января 2021 года. Что самое главное и трудное: в этот период, должно произойти полное обновление нормативной базы с сохранением только тех документов, которые отвечают современным требованиям.

В какой сфере регулирования на сегодняшний день ситуация наиболее критична?

Все сферы критичные, исключений здесь нет. Сложившаяся за многие десятилетия модель контрольно-надзорной деятельности, обязывающая органы с заданной периодичностью осуществлять сплошную проверку всех подконтрольных объектов, показала свою неэффективность. Сейчас в России действует 221 вид контроля и 541 вид разрешительной деятельности. В 2018 году расходы на контрольно-надзорную деятельность достигли 237,4 млрд руб. Потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 2016г. составили 5% ВВП.

Такая система не справляется с рисками. Она дает издержки, но не дает результат. Возникла необходимость в формировании новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Имеются ли какие-то особенности реформирования региональных контрольно-надзорных органов?

Да, имеются. Систему органов регионального контроля Правительство РФ планирует оставить на уровне регионов, чтобы регион самостоятельно принимал соответствующее решение. Для регионального уровня предлагается создать типовую матрицу надзора и контроля с ее закреплением в законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Заслуживает внимания эксперимент ряда регионов, которые осуществляют реформирование регионального контроля в рамках созданной единой службы. Так, например, в Калининградской области создано Министерство регионального контроля (надзора), объединившее 4 из 7 приоритетных видов контроля, в Хабаровском крае создано Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования объединившее 10 из 19 видов контроля. Объединение контрольно-надзорных полномочий позволило систематизировать проводимые мероприятия, установить единый порядок осуществления контроля в конкретных сферах, принять порядки осуществления контроля и др. Эта инициатива поддержана Правительством РФ.

Как будет реализован механизм отмены актов в Ростовской области?

Механизм отмены актов в регионе такой же, как и на федеральном уровне: с 1 января 2021года все ведомственные региональные приказы, письма и инструкции будут отменены.

Вы можете привести пример какой-нибудь абсурдной нормы, действующей сегодня?

Наглядные примеры абсурдных требований привел недавно один подмосковный фермер на встрече Президента России Владимира Путина с представителями общественности по вопросам развития сельского хозяйства, состоявшейся 23 декабря 2019 г. в Адыгее.

Так, для получения разрешения на строительство коровника фермер два года собирал необходимые справки, за которые официально заплатил два миллиона рублей. Из них Росрыболовству: за подсчёт жаб, мальков и осоки в протекающем в полукилометре от фермы ручье; Роснедрам: за справку об отсутствии нефти на участке; Минкульту: за заключение об отсутствии следов пребывания древлян на его территории. Кроме этого исследовалась миграция зелёных муравьёв, проходящих через ферму, громкость мычания коров в дневное и ночное время, выхлоп трактора.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...

На прошлой неделе в институте прошел круглый стол с участием представителей ключевых региональных органов контроля и надзора, где Вы как раз говорили об этой реформе. Как сами проверяющие воспринимают грядущие изменения?

Представители контрольно-надзорных органов являются активными участниками составления изменений в регулировании контрольно-надзорной деятельности. Так, на семинаре в Правительстве России, состоявшемся в июле 2019 года, всем руководителям контрольно-надзорных органов и их заместителям было поручено «лично погрузиться» в проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и определить на первом этапе, какие объекты нуждаются в исключении из перечня поднадзорных, на втором - выработать понимание, с какими рисками ведомство планирует работать методами контроля и надзора, на третьем - пересмотреть способы управления рисками, выбранных на предыдущем этапе. Так что представители контрольно-надзорных органов не ждут изменений, а формируют их сами.

А для простых граждан что-то изменится?

Результаты, в первую очередь, ощутят представители малого и среднего бизнеса. В особенности в сфере общественного питания. Вместо 17 действующих в этой отрасли документов разработан один компактный, лишённый устаревших и неактуальных требований новый СанПиН. Он будет действовать до 1 января 2021 года. После принятия закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» будет введена в действие окончательная редакция документа. Реализуются и другие меры. Правительством РФ также подготовлены поправки в КоАП, об исключении для предпринимателей такого вида наказания, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Дата: 25.12.2019

<<

Анонсы

Все анонсы

  

Контакты

Схема проезда
ПРЕСС-СЛУЖБА
344002, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70/54, каб. 803

Телефон:
+7 863 203-64-61


E-mail:press@uriu.ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
344002, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70/54

Многоканальный телефон: +7 863 240-22-02

E-mail:priem@uriu.ranepa.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ



Телефон:+7 863 240-72-76
Телефонный справочник
Подразделения



Карта сайта